Технологии тела в шаманизме аяхуаски в перуанской Амазонке

Технологии тела в шаманизме аяхуаски в перуанской Амазонке
03
июня‎‎ 2020
03
июня‎‎ 2020
Автор: Татьяна

Аяхуаска или аяваска – это психоактивный отвар на основе растений бассейна р. Амазонки. Издавна он используется шаманами индейских племен для проведения исцеляющих церемоний. 

В состав аяхуаски обычно входят:

  • ствол лианы Banisteriopsis caapi;
  • листья чакруны Psychotria viridis или чалипонги Diplopterys cabrerana.

Использование этих (и не только) растений связано с амазонскими представлениями о теле человека и его взаимоотношениях с природой. В Амазонии растения воспринимают как технологии для трансформации тела и придания ему желаемых свойств.

Источником этой статьи послужило исследование 2019 г., для которого в г. Икитос, Перу, в течение 12 лет собирались данные о церемониях аяваски, диетах различными растениями и шаманской традиции бассейна реки Амазонка. 

Отношение к природе и телу человека в Амазонии

Амазонские индейцы верят, что человек является участником широкого сообщества живых существ, где все равны – и люди, и животные, и растения. При этом растения способны оказывать весьма мощное и глубокое влияние на людей. Человек же, в свою очередь, может выстраивать и поддерживать с растениями личные отношения, как с другим человеком.

Считается, что к растению нужно относиться так же, как и к человеку, потому что все живое имеет душу. А тела как физическое воплощение – это лишь признак различия «индивидуумов», к которым относятся и люди, и животные, и растения. 

Поскольку души всех живых существ постоянны, а тела – это нечто нестабильное, то необходимо управлять процессом строительства тела с помощью различных техник и растений.

У некоторых групп индейцев социальная жизнь во многом сосредоточена на преобразовании тела с помощью различных природных материалов. Чтобы придать телу определенные свойства и укрепить его, индейцы используют вещества растительного и нерастительного (животного) происхождения. К примеру, по поверьям индейцев племени Напо Руна, сила человека локализована в его плоти, и в ходе жизни, тело должно укрепляться.  

Во многих племенах (например, Урарина) считают, что многие знания нужно получать вне человеческого общества и обучение происходит включительно через употребление растительных лекарств и снадобий. Особенно это касается шаманов и их обучения.

Шаманская диета как технология работы с телом

В перуанской Амазонии процесс обучения  – важная часть квалификации шамана (курандеро). Этот процесс часто связан с сексуальным воздержанием, соблюдением диеты и приемом особых снадобий и растений. Последние чистят тело на разных уровнях, восстанавливают правильные вибрации (энергетику) и могут вызывать рвоту (так называемые "вомитиво"). Рвота считается процедурой чистки для тела.

Начинающие шаманы проводят много времени в джунглях вдали от людей, поближе к природе и духам, у которых они учатся. Многие знания передаются целителями от отца к сыну или от учителя ученику. Ученик должен выстроит собственные взаимоотношения с духами близких ему растений.

Еще до обучения каждый шаман проходит физическое, духовное и психологическое очищение. Его цель – избавление от любого негатива, и темных энергий, которые могут помешать начинающему шаману воспринимать учения духов растений. 

Уважаемый шаман – тот, кто получил силы от мастера (маэстро) и от духов растений. В Амазонке у шаманов много разных специализаций. Целителей, использующих в своей работе деревья, называют палеро. Вегеталиста – это шаманы более широкой категории, использующие целительные свойства и деревьев, и других растений. Диеты на основе растений – один из основных аспектов шаманской практики, они же и являются способом обучения для шамана.

Когда курандеро (исп. целитель) придерживается такой диеты, он позволяет духам растений проникать в свое тело и учить его напрямую. Эту процедуру иногда называют диетированием растениями-учителями. Ученик становится целителем именно после принятия духов, и их учения. То есть растения являются своего рода инструментами, способными трансформировать тело и подготовить его к получению знаний, которые эти же растения могут открыть человеку. Кроме прочего каждое растение обладает целительными свойствами и способно лечить физическое тело.

Каждый шаман решает самостоятельно, сколько раз он должен соблюдать диету. Некоторые делают это по крайней мере раз в год, чтобы очиститься, сосредоточиться и возобновить отношения с растениями. Иногда шаманы используют растения для защиты, например, от атак других шаманов. Многие целители воспринимают диету как упражнение для тренировки своих целительских способностей.

Слова одного шамана:

Слова одного шамана:

«Когда вы придерживаетесь диеты минимум восемь дней, а потом принимаете растение внутрь, вы позволяете ему развиваться в вас. В тот месяц, когда вы воздерживаетесь от определенных вещей, вы проявляете уважение к этому растению. Если вы будете правильно диетировать, то дух растения будет с вами. Если вам нужно вылечить болезнь, он поможет вам вылечить болезнь. Если вам понадобится это растение для исцеления кого бы то ни было, у вас будет его сила и мощь».

Шаманские диеты могут практиковать и те, у кого нет цели стать целителем, но есть желание познать себя и  стать более "знающим" и целостным. Так диетирование растениями учителями становится все более популярным среди приезжих. Но делать это необходимо под присмотром опытного шамана, что возможно во время ретрита аяхуаски.

Особенности шаманской диеты

Принцип диеты таков: шаман или любой, кто хочет получить знания растений-учителей, принимает на регулярной основе одно или несколько растений, одновременно придерживаясь весьма строгого режима питания и некоторых ограничений в поведении.

Диета может длиться от 8 дней, до нескольких месяцев или даже года. 

Диета однозначно исключает сахар, алкоголь, свинину, соль, острую пищу, наркотики, секс, продукты с химическими составляющими, например, мыло и зубную пасту. Строгость диеты напрямую зависит от «силы» употребляемого растения. Чем сильнее растение, тем строже и дольше длится диета. Цель этих ограничений – позволить духу, телу и разуму человека стать более открытыми для растений и их учения.

После завершения диеты половые контакты (включая мастурбацию) запрещены еще в течение 30 дней, а свинину в некоторых случаях рекомендуется исключить на период до полугода, а то и на всегда (в случае диетирования определенных растений). 

Некоторые растения ощутимо воздействуют на организм, особенно в сочетании со строгой диетой. Сама диета состоит из очень простой еды и ее основа это – рис, картофель, маниока, определенные виды рыбы, плантаны (овощные бананы) и яйца.

Чтобы диета переносилась легче (особенно в физическом плане), следует избегать энергичной физической активности. Можно проводить большую часть времени лежа в гамаке или кровати, словно во время болезни. Иногда по правилам диеты нужно принимать травяные ванны определенное количество раз в день.

Что еще важно, так это отсутствие прямого физического контакта с другими людьми, кроме шамана. 

На протяжении всей диеты диетиро должен оставаться в изоляции в так называемом тамбо – маленьком домике в джунглях, который размещается вдали от поселений. Это позволяет наладить наилучшую связь и единение с природой, животным миром и особенно с растением-учителем.

Вот некоторые растения, о использовании которых мы знаем лично (сначала народное, потом научное название):

  • Ахо-сача или Ajo Sacha. Mansoa alliacea.
  • Айаума или Ayahuma. Couroupita guianensis или Курупита гвианская.
  • Бобинсана или Bobinsana. Calliandra angustifolia.
  • Камалонга или Camalonga. Strychnos sp.
  • Капирона или Capirona (negro). Calycophyllum spruceanum.
  • Кумацеба или Cumaceba. Swartzia polyphylla.
  • Лупуна-бланка или Lupuna, Lupuna blanca. Ceiba pentandra или Хлопковое дерево.
  • Мапачо или Mapacho. Nicotiana tabacum L.
  • Охе или Oje. Ficus insipida Willd.
  • Пиньйон бланко или Pinon Blanco. Jatropha curcas L.
  • Пиньйон колорадо, Piñon rojo, piñon negro, piñon colorado.
  • Тое или Brugmansia suaveolens.
  • Уайракаспи или Huayracaspi. Sterculia apetala.
  • Уакапурана или Huacapurana. Campsiandra comosa.
  • Чириксананго или Chiricsanango, Brunfelsia grandiflora.
  • Чучуаши или Chuchuhuasi, chuchuhuasa. Maytenus macrocarpa.
  • Шиваваку или Shiwawaku, Dipteryx odorata. 

И еще более 100 видов растений, с которыми работают шаманы. И это только в перуанской Амазонии.

Каждое растение обладает определенными свойствами. Например, Ахо Сача помогает при боли и физическом недомогании, стимулирует выработку тепла организмом и повышает физическую силу, а в духовном мире - оберегает от злых духов. 

Большинство шаманов используют одно растение во время одной диеты. Иногда и больше, но это не одобряется. Чем больше растений, тем сложнее чему-то научиться у них.

Во время диеты духи растений попадают в тело и буквально учат изнутри

Такая диета кардинально меняет человека, возможно навсегда.

Кроме того, аяуаска также состоит из растений. И участие в церемониях является частью диеты. Открытие и закрытие диеты осуществляется в ходе церемонии аяваски. 

В сочетании с диетой растениями учителями, аяхуаска оказывать на человека такое влияние, что их смело можно называть технологиями не только тела, но и сознания и души. 

В ходе наших ретритов можно получить опыт диеты одним из растений-учителей и пребывания в тамбо.

Такая работа является еще более трансформирующий чем ретрит с аяваской. Курандеро самостоятельно назначает растение диетирующему исходя из своего «виденья».

Диетирование растениями учителями – это всегда более глубокое «погружение» и трансформации.

рекомендуем по теме:

Трансформационный Коучинг: подготовка к опыту и поддержка после опыта с Аяваской.

24.08.2020

Коучинг - это освещение внутреннего пространства с появлением возможности "видеть". Коуч - это лампа, освящающая всё важное, что имеется в этом пространстве.

© 2020 Transformation | All rights reserved
Карта сайта Правовая оговорка Политика конфиденциальности
img